Сторонники Интернета давно уже предрекают смерть печатных газет и журналов: они умрут так же, как исчезли из нашей жизни аудио и видеокассеты и компьютерные дискеты.
Всё больше людей предпочитает получать информацию в Интернете, в социальных сетях, по мобильному телефону. Тем временем сотни газет в развитых странах сокращают тираж и штат сотрудников, из ежедневных становятся еженедельными, а то и вовсе закрываются.
Значит ли это, что этот процесс необратим? Об этом спорили участники дискуссии, прошедшей недавно в ООН. На ней побывала Елена Вапничая.
*****
«Газета – это то, что читали мои родители и бабушка с дедушкой – каждое утро за завтраком. Но в сегодняшнем бурлящем, меняющемся мире молодые люди хотят узнавать новости на ходу, точно так же, как они завтракают – тоже на ходу».
Вот так жёстко поставила крест на газетах представительница молодого поколения – аспирантка Нью-йоркского университета Хина Чавда. Её коллега – преподаватель университета Ратгерс Регина Марчи цифрами подкрепила тезис о неизбежности кончины традиционной прессы:
«В среднем американская новостная индустрия теряет 1000 рабочих мест в день. Такие признанные газеты как «Чикаго трибюн», «Лос-Анжелес таймс», «Бостон глоуб» и даже непревзойдённая по популярности «Нью-йорк таймс» – в том, что касается масштабов и охвата освещения новостей – сегодня лишь слабое подобие того, что они представляли собой в прошлом. Отделы новостей с 2000 года сократились на треть, и лидеры индустрии считают, что это процесс будет продолжаться ещё более интенсивно».
Главные причины – потеря дохода от рекламы, которая перемещается в Интернет, и рост популярности онлайновых источников информации. В чём-чём, а в том, что касается актуальности и своевременности информации, газетам трудно конкурировать с Твиттером, Фейсбуком, блогами и СМС-ками, да и с интернет-версиями тех же газет. У них есть ещё одно преимущество:
«Люди включаются в политические дискуссии, они выражают своё мнение и как никогда раньше активно обсуждают волнующие их вопросы. Переход на цифровую информацию способствует двустороннему обмену мнениями, в то время как в печатных СМИ это было возможно лишь в колонке «письма редактору».
Однако Посол Румынии в ООН Симона-Мирела Микулеску считает, что большая часть информации в Интернете – слишком поверхностна:
«Я обожаю Интернет, я пользуюсь его преимуществами, но я также считаю, что Интернет заглушает интеллектуальную любознательность молодого поколения. Они плывут по поверхности в этом море информации, но они не опускаются на глубину – туда, где находятся подлинные знания».
Она же напомнила, что в развивающихся странах газеты переживают настоящий бум. Если в 2004 по 2009 год тираж газет в Северной Америке и Европе сократился соответственно на 9,2% и почти на 3%, в Африке он вырос на 14,2%, а в Южной Америке и Азии более, чем на 16%.
Однако сторонники пессимистического сценария утверждают, что по мере развития Интернета и мобильных технологий, а развитие это идёт стремительно, онлайн-информация начнёт вытеснять с рынка печатные СМИ и в развивающихся странах. С этим согласен и Марк Джурковиц из исследовательского центра Pew Research Center:
«Проблемы, с которыми сталкивается западная печатная пресса – это своего рода канарейка в шахте для остального мира. Так что то, как мы справимся с новыми проблемами, как приспособимся к новым бизнес-моделям и к новым технологиям, возможно, станет уроком для остальных».
Похоже, что главная тенденция в сегодняшних СМИ – сосуществование и взаимопроникновение печатного и цифрового контента – достаточно посмотреть на Би-Би-Си, «Гардиан», «Нью-Йорк таймс» и многие другие издания в разных странах.
Во всяком случае, Симона-Мирела Микулеску не готова расстаться ни с Интернетом, ни с газетой:
«Я пользуюсь смартфоном, но я ни за что не откажусь от того наслаждения, которое получаю, вдыхая запах типографской краски и перелистывая страницы своей утренней газеты».
Правда, если верить Филипу Майерсу, автору книги о неизбежной кончине печатных СМИ, наслаждаться осталось недолго. Он предсказывает, что последний экземпляр последней газеты будет доставлен адресату одним прекрасным утром где-то в 2043 году.