Русская служба радио "Голос Америки" на этой неделе отметила 65летие
65 лет назад, 17 февраля 1947 года, радиостанция "Голос Америки" заговорила на русском языке и начала вещать на всю территорию Советского Союза. Это был не первый русскоязычный "вражий голос". За год до него к советским слушателям на их родном языке обратилась британская вещательная корпорация "Би-би-си". Еще спустя шесть лет радио "Свобода" и "Немецкая волна" создали многоголосие. Однако сегодня большинство участников этого "хора" предпочитает интернет.
Вначале русскую службу "Голоса Америки" возглавил профессиональный дипломат, специалист по американо-советским отношениям Чарльз Тейер. Ему помогала дочь бывшего посла США в СССР Гарримана, Катлин, и несколько других американцев, также владевших русским языком и готовых на первых порах работать бесплатно, за идею.
Основной задачей американской станции было, по словам основателей, объективное и беспристрастное освещение информации, которая не была доступна населению за "железным занавесом", а также влияние на правительство и общественность СССР в целях трансформации политического строя, демократизации страны и соблюдения прав человека.
Иное мнение имели советские идеологи. "Главное содержание программ иновещания, организуемых радиостанциями империалистических стран, составляют антикоммунизм, антисоветская пропаганда, распространение реакционных идей", – писала Большая Советская Энциклопедия. В статье про "Голос Америки" то же издание сообщало, что "передачи станции являются составной частью американской империалистической пропаганды, направленной против СССР и других социалистических стран".
Примерно так же характеризовались и остальные "голоса из-за бугра", которые, тем не менее, довольно быстро нашли свою не очень широкую, но преданную аудиторию среди жителей СССР.
Борьба с "голосами"
Понимание опасности донесения до советских людей американских ценностей и знания об американском образе жизни пришло к советским властям очень скоро. Комментируя репортаж станции о популярности среди американских детей жевательной резинки, видный публицист Илья Эренбург в статье от 10 апреля 1947 года в газете "Культура и жизнь" негодовал: "Если вы изобрели какие-то надувные жевательные резинки, отчего же вы вместо мирного пускания резиновых пузырей у себя дома распространяете их по всему миру?"
Уже в 1948 году "вражеские голоса" начали глушить. Правда, "глушилки", создававшие противный электронный шум, напоминавший воздушную тревогу, мешали в основном городским жителям. Генераторы шума имели ограниченный радиус действия, и в сельской местности зарубежные станции можно было слушать почти без помех.
Пиком могущества иностранного радиовещания в СССР стали 80-е годы прошлого века, когда случилась перестройка, и сигнал стал доступен без помех всем желающим. Проводившие тогда специальное исследование американцы утверждали, что еженедельная аудитория "Голоса Америки" составляла 30 миллионов слушателей, причем у русской службы Би-би-си, согласно тому же исследованию, слушателей было почти вдвое меньше. Конечно, сейчас проверить эти данные не представляется возможным.
Тогда же появился популярный анекдот, как студент-двоечник на экзамене по марксизму-ленинизму на вопрос "Что такое "Голос Америки"?" – ответил "Не знаю", – получил желанную тройку.
С приходом 90-х годов начался постепенный закат иновещания. "Империя зла" в лице Советского Союза распалась, границы открылись, цензура ушла, и появилось множество внутрироссийских СМИ, которые могли свободно публиковать любую информацию. В радиоэфире зазвучали музыкальные FM-радиостанции, а в общественно-политическом сегменте пальма первенства на много лет перешла к прославившемуся во время событий августа 1991 года "Эху Москвы".
Бюджеты иностранных радиостанций, работавших на русском языке, стали сокращаться, а их корпункты в республиках бывшего СССР – закрываться. Правда, к началу 2000-х многим стало понятно, что, возможно, этот шаг был преждевременным. Но, несмотря на все попытки, вернуть внимание слушателей и заставить их вновь массово настраивать свои приемники на средние волны бывшим "вражеским голосам" не удалось. Свою FM-частоту российские власти никому из них не дали, несмотря на попытки получить ее законным путем.
В 2008 году "Голос Америки" ушел из российского эфира. Через три года прекратила эфирное вещание русская служба "Би-би-си", а 30 июня того же 2011 года замолчало радио "Немецкая волна". Борьба за внимание русскоязычной аудитории продолжилась на просторах интернета.
"Голоса" в интернете
По словам руководителя Медиа Лаборатории РИА Новости Василия Гатова, присутствие "Радио Свобода" и русской службы Би-би-си в российском сегменте всемирной сети хоть и заметно, но не стоит его переоценивать. Он считает, что влияние "Немецкой волны" в Рунете вообще отсутствует. В той же степени это относится и к нынешнему сайту "Голоса Америки".
Медиаэксперт отрицательно относится к существованию иновещания как такового, будь то иностранные СМИ, вещающие на Россию, или российские, вещающие на Запад и в остальной мир.
"Иновещание – это довольно странный остаток войн, шедших между государствами разных политических систем. Когда политические системы государств перестали быть антагонистами, существование этих организаций стало чистым рудиментом. Потому что как таковой ценностный обмен возможен на любом другом уровне", – считает Гатов.
"Условно говоря, то, что голливудское кино обладает полным доступом на российский рынок, имеет большее значение для массового распространения ценностей американского общества, чем наличие "Голоса Америки" в российском эфире", – подчеркивает эксперт.
Кроме того, он считает, что объем средств, которые закачиваются в эти системы, несообразен результату. "Ровно с той же неэффективностью работает и российская пропагандистская машина в этом направлении", – полагает Гатов.
С ним не согласен лондонский политический обозреватель и писатель Андрей Остальский, 15 лет проработавший на русской службе Би-би-си. Он уверен, что во многих странах мира все еще существует проблема доступа к точной, проверенной и неподконтрольной правительствам этих стран информацией.
В этом смысле существование крупных международных вещателей, предоставляющих информацию на английском и других главных мировых языках, необходимо.
Что касается ситуации в России, то Остальский высказал мнение, что в том числе и наличие в Рунете независимых источников информации, таких как Би-би-си, не позволяет российским властям окончательно закрутить гайки и закрыть, например, "Эхо Москвы".
Так или иначе, интернет-страница в истории иновещания, как и вообще в истории СМИ, слишком молода, чтобы делать какие-то выводы, но история эфирных "голосов" завершена определенно.