Интервью с кинорежиссером Анатолием Берсеневым, который готовится к съемкам многосерийной докудрамы о ярких событиях и личностях времен Второй мировой войны, связанных с радио.
Человек со скрипкой на фотографии - Анатолий Берсенев.
Radioportal: Анатолий, вы много времени посвятили изучению архивов и литературы о радио времен Второй мировой войны. Почему вы решили взяться за эту тему? О радио не любят делать сюжеты даже телевизионщики: слишком сложно снять интересную картинку. А вы замахнулись на целое многосерийное кино…
Анатолий Берсенев: Мне этот проект интересен, как любителю истории войны во всех ее проявлениях. Кроме того, воплотить радио в кино – любопытнейшая задача, и она отнюдь не техническая. У нас речь пойдет о людях: каждая серия – это судьба конкретного человека, участвовавшего в радиовойне. Войне пропаганд, битве зомбирования и дезинформации. На любой стороне – советской, немецкой, английской, американской. Проект задуман как международный, с участием западных денег. Продюсеры думают, что ожидается очень неожиданная мировая радиорекламная кампания – со стилизацией военных переговоров в эфире под то время и тому подобное. Не буду раскрывать всех тайн. Мировая премьера сериала состоится на 70-летие Победы, он стартует одновременно на многих телевизионных каналах мира.
Radioportal: Глобальный подход современных медиа без границ. И кто герои сериала?
Анатолий Берсенев: Их объединило радио – это главное. Расскажу о сценарие, над которым работаю непосредственно сейчас. Всеволод Александрович Блюменталь-Тамарин, русский актер мхатовской школы. Сейчас смотрю все фильмы, в которых он играл при Сталине. Его реальная история - это захватывающий боевик. Вел он себя совершенно независимо: не признавал никаких парткомов и общих собраний, демонстративно не платил профсоюзных взносов. Не терпел диктата и не уживался с театральным руководством. Мало того – в гражданской войне он вообще был на стороне белых, агитировал, собирал пожертвования за Антанту. Красные приговорили его к расстрелу. И спасло его заступничество "покровителя искусств" в советском правительстве Луначарского, который устроил его работать в красный театр. И уже в 1926 году - через 6 лет после несостоявшегося расстрела – он получил от советской власти звание заслуженного артиста.
Radioportal: Мхатовская школа?
Анатолий Берсенев: Именно. Но это только начало – пока никакого радио. И вот в 1941 году он сидит на Волоколамском шоссе, на своей даче, и прорабатывает монопрограмму к 100-летию со дня смерти Лермонтова. Бац - немцы. И уже через две недели Всеволод Александрович толкает речи с немецкой стороны на наши окопы. Дескать, не стоит защищать кровавый режим, немцы вкусно кормят и все такое. В Киеве немцы ему дарят театр, где он ставит антисоветские вещи. Постоянно выступает с тематическими воспоминаниями "25 лет кошмара", как его гнобили при советской власти. Ездит по немецким лагерям с нашими военнопленными, агитирует за вступление в Русскую освободительную армию. Но самое главное – он пародирует Сталина. Издевается над Сталиным по радио, подделывая его голос – и его, и других членов Политбюро. Вещает из Варшавы два раза в неделю.
Radioportal: А он пародировал чисто в юмористических целях или была какая-то информационная составляющая? Слушатели знали, грубо говоря, что Сталин ненастоящий?
Анатолий Берсенев: Не думаю, что советские люди могли это слышать, у них конфисковали все радиоприемники. Главное, что после этого начинается настоящий боевик. Подключаются всемогущие органы НКВД – настолько издевательски он пародирует. Начали в совдепии шерстить всех знакомых и родственников этого Блюменталь-Тамарина, и нашли его племянника – в Алма-Ате, он был студентом театрального училища и был в эвакуации, не годный к военной службе.
Его забирают. И вместо театральной он проходит спецподготовку НКВД – добровольно, сознательно, никто его не пытал. Не знаю, какие-то, может, спецсредства…
Radioportal: Племянника забрасывают к немцам, чтобы убить родного дядю?
Анатолий Берсенев: Он перебрасывается к немцам самым простым и адекватным способом: на определенном участке его «забывают» в окопе на передовой, и он быстро поднимает руки и сдается в плен. Он сидит в лагере - немцы же не выполняли женевскую конвенцию по отношению к нашим военнопленным.
Radioportal: Ну да, потому что наши не выполняли.
Анатолий Берсенев: Наши вообще не подписали. НКВД, действительно, была мощная организация, она сейчас известна всякими стереотипами. Конечно, страшная организация типа гестапо - но уровень подготовки был круче, чем в гестапо.
Radioportal: Поэтому мы и победили.
Анатолий Берсенев: И он достает спрятанное золотое кольцо, оттуда же, откуда и часы у Тарантино. И у охранника украинца просит принести чистую почтовую открытку. Тот приносит, и племянник пишет письмо на адрес, который он заучил наизусть - Ольге Константиновне Чеховой, одной из любимых актрис Третьего Рейха...
Radioportal: Компрометируя ее как агента Кремля в очередной раз.
Анатолий Берсенев: А ей без разницы, она завтракает с Гитлером. Лучшие ассы люфтваффе носят ее на руках, она живое воплощение мифической Лили Марлен. Такова загадочная славянская душа – родственница Чехова.
Итак, она приезжает в лагерь русских и других, наверное, военнопленных, и вся охрана лагеря встречает ее в строю, все ее приветствуют - и во время мощного застолья, она в таком шикарном платье, она просит передать ей племянника актера Блюменталь-Тамарина. Племянника ей просто отдают, и она увозит его в Варшаву. Племянник начинает работать на радио Варшавы в качестве ведущего. Он же тоже актер, у нас ведь была хорошая актерская школа.
Radioportal: И забывает про вторую фазу операции?
Анатолий Берсенев: Да, на него выходят связники, потому что из Центра уже идут депеши, что пора приступить ко второй фазе операции, а у человека, он же человек и не робот, чувство взяло верх над долгом. Дядя после лагеря ему очень помог, он устроил его на работу на радио и вообще заботился о нем, кормил, одевал... И это был родной дядя… Племянник не знал, как приступить к заданию. Короче, сказалась родственная связь.
Radioportal: И в Кремле решили теперь убрать их обоих? Сколько сил и энергии тратилось на такую ерунду, которую даже не могли слышать жители СССР! Но наверняка слушал товарищ Сталин…
Анатолий Берсенев: Это же радио... Информационное оружие... Один актеришка, пусть гениальный, может миллионам людей в ухо ТАКОЕ влить! В общем, результат... Монтажный стык - я просто рассказываю, чем заканчивается. Дядя погиб при не выясненных обстоятельствах, еще при немцах в Варшаве. Многие считают, что это сделал агент Миклошевский, который специально для этого перешел линию фронта. А племянника пытались убить, но не смогли, когда наши войска ворвались, и польское подполье уже с автоматами шныряло по городу... Но они забыли, что племянник тоже прошел спецподготовку НКВД, плюс он был учащимся одного из лучших в мире театральных училищ.
Думаю, и дядю Всеволода тоже не убили. Я его в фильме оставляю жить – но никогда он больше не пародировал Сталина и жил в забвении до глубокого маразма. Я так думаю об одном из вариантов окончания: Варшава, 1944 год, ему звонок в дверь - и он, подходя к двери, быстро надевает странную остарбайтерскую кепку, надевает куртку с шестиугольной звездой... открывает дверь... его спрашивают, здесь ли живет Блюменталь-Тамарин... «Да, - он говорит, - он живет здесь и скоро должен подойти»... «А вы кто?» «А я уборщик, а вы, если его друзья, можете подождать здесь!»... Они заходят, а он спускается по лестнице, выныривает на улицу... выбрасывает куртку в помойку и растворяется в толпе.
Radioportal: Значит, в финале сошлись две школы: НКВД и МХАТ ...Но МХАТ все-таки победил?
Анатолий Берсенев: Именно.
Radioportal: Какие еще герои вас заинтересовали в этом контексте? Для других серий телефильма?
Анатолий Берсенев: Нацистский пропагандист Уильям Джойс, больше известный как лорд Хау-Хау, что в переводе с английского «Гав-Гав».
Родился в Бруклине, гражданин США, ирландец по крови. Приезжает в Англию и вступает в местную нацистскую партию, это еще до войны. Потом под угрозой ареста сбегает в Германию, где со своим прекрасным знанием английского языка, аристократическим выговором, начинает вещать на Англию с оборудованного мощными передатчиками «Радио Люксембург» германскую пропаганду. А у англичан, в отличие от советских граждан, не были изъяты радиоприемники.
И начинается настоящая информационная война - потому что он талантлив и очень красиво говорит на английском. У Черчилля, например, был дефект речи, который он убирал, а этот говорил красиво и чисто.
Представьте себе такую ситуацию: армия союзников ночью тихо высаживается в Нормандии, и вдруг по радио передают - называют командира подразделения по имени, капитан такой-то, идите к нам, Вермахт ждет вас. Эта информация по радио буквально деморализует солдат.
Но самое интересное в этой истории - это как поймали Хау-Хау. Радио ведь не телевизор – лица никто не видит. И он пытается выехать из капитулировавшей Германии в качестве беженца. При проверке документов он заговорил. Это была его роковая ошибка. Английский офицер, командир патруля, узнал его по голосу. Его арестовали, судили и повесили за измену родине, хотя он никогда не был гражданином Великобритании.
Ему надо было прикидываться глухонемым, потерять все документы. А так он был казнен за измену стране, гражданином которой никогда не был. Ну, на войне как на войне.
А вот была еще такая «сука Салли»! Вот она чистая американка, которая предала родину. Она тоже вещала с немецкой стороны, называла имена солдат, номера частей, все это действовало очень депрессивно на войска, высаживавшиеся в Нормандии. Говорила на чистом английском, но с американским акцентом, как своя. Поздравляла солдат, у которых родился ребенок в Америке. Разлагала, короче. Монтажный стык. Она получила пожизненно в США. Но спустя какое-то время ее освободили и даже разрешили преподавать детям. Она стала отличной и очень любящей матерью.
Radioportal: А как наш Левитан?
Анатолий Берсенев: Самая сложная история связана как раз с Левитаном, так как мало информации о нем, и очень мало драматургии. Он не перебежчик, не предатель. Он был самым нашим грозным оружием в этой войне. Он был записан в личной книге врагов Гитлера под определенным номером. Он вещал не из Москвы, а где-то в Свердловске... Сводки шли якобы из Москвы. Про него так мало информации, и здесь остается включить художника и только додумать... Информация о нем была засекреченной. В отличие от предыдущих, его задачей было мобилизовать и воодушевлять, а не деморализовать слушателей.
А самый интересный случай в информационной войне - это когда уже немцы были на подступах к Москве, в районе Химок. Немецкое радио вещало, что немецкие войска вот-вот войдут в Москву, и по этому случаю немцы даже подвезли гранит, из которого собирались сделать памятник, чтобы увековечить свою победу. Но их эфир перебило наше радио, по которому передавали о торжественном параде наших войск в честь очередной годовщины Октябрьской революции на Красной площади. Эту битву слышал весь мир: это была серьезная пропагандистская победа CCCР в битве за умы всех людей земного шара, вокруг которого летают радиоволны. Ведь радио - это очень мощная сила.
Справка
Анатолий Берсенев - режиссер клипов и рекламных роликов. Победитель 1-го Всемирного фестиваля компании МСМ (Франция, г. Бурже, 1994 год, приз за лучшую режиссуру клипа песни группы «Браво» «Дорога в облака»). Приз зрительских симпатий на фестивале «Поколение» за клип на песню группы «Ногу свело» «Волки» ( г. Москва, 1995 год). Режиссер клипов «Прогулки по воде» («Наутилус Помпилиус»), «Китай» («Аквариум») и др.
Беседовал Вахтанг Лашаури
Radioportal.ru