На прошлой неделе в Минкомсвязи обсуждали перспективы внедрения в России технологии когнитивного радио. Идею признали нужной и своевременной: новая технология позволит оптимизировать использование радиоспектра и сократить дефицит свободных частот. Суть "умной" радиосвязи – в динамическом управлении загрузкой частоты. Устройства в такой системе автоматически перенастраиваются на свободные диапазоны, поддерживая при этом устойчивое соединение. Есть опытные данные, согласно которым "забитая" беспроводными устройствами частотная полоса на самом деле оказывается задействованной лишь на 15%. Использование этой полосы в "умной" сети, говорят, позволило опытной станции в штате Флорида получить качество связи, сопоставимое с лицензированной сотовой связью, без привлечения дополнительного частотного ресурса. "Идеологически близкую" технологию давно и успешно применяют в телевизионном вещании. Я говорю о статистическом мультиплексировании. Каждый телеканал занимает ровно столько места, сколько в данный момент требуется для сохранения заданного качества трансляции. То есть спортивный сюжет получит полосу шире, нежели "говорящая голова" на фоне статичного задника. При этом и спортсмен, и голова будут представлены на экране в надлежащем качестве. "Умная" система справедливо делит частотный ресурс между телеканалами, обеспечивая реальную экономию полосы до 30%. Забавно, но будучи историческим предшественником телевизионного вещания, сегодня радио, похоже, всерьёз готово пуститься в погоню за телевидением. И речь не только о технологиях. Меняется подход к распространению. Отечественные радиостанции начали осваивать каналы распространения, традиционно "застолбленные" за ТВ. Когда в январе мы предложили радиостанциям модель DTH-вещания через спутник в составе радиопакета "Триколор ТВ", базовой реакцией было недоверчивое любопытство. К августу ситуация изменилась в корне: буквально на днях состоится технический запуск первого пакета радиостанций; на "низком старте" - еще два десятка. Уже сегодня радио использует телевизионную модель распространения, чтобы закрасить белые пятна на карте покрытия радиосигналом, попутно увеличивая стоимость рекламы в эфире. Однако телевидение не намерено сдавать своих позиций. Взоры футурологов от телевещания устремлены в сторону "умного телевидения", которое позволит зрителю смотреть только то, что он хочет, а не то, что в данный момент стоит в программной сетке.
Такое телевидение телезритель создаёт сам, исходя из собственных вкусов и предпочтений.
Технологический базис "умного ТВ" – абонентское устройство с обратным каналом связи для передачи запросов пользователя оператору. Такое устройство, кстати, способно решать самые неожиданные задачи; например, оно может пригодиться для взаимодействия государства с жителями страны в рамках различных вариантов проекта "электронного правительства". Или для проведения социологических опросов. Так или иначе, телевидение сегодня стремится выйти за собственные рамки, стать для зрителя не только "окном в мир", но и дверью. И очень интересно, какого ответного шага следует ждать в этом смысле от отечественного радиовещания.
ЮЛИЯ ШАХМАНОВА,
директор по контенту "Триколор ТВ"